Школьная служба примирения

08.12.2022 10:11 (ред.28.06.2023 10:38)

 

 

 

Материалы для занятий с учащимися по формированию навыков посреднической деятельности

В ходе объяснения школьникам деятельности по разрешению конфликтных ситуаций необходимо дать основные термины (ведущий, программа примирения, документальное обеспечение примирительной процедуры), порядок работы ШСП, принципы (добровольность, конфиденциальность, нейтральность, направленность на будущее), критерии принятия случая на программу примирения и формы работы (этапы проведения программы примирения) посредников,

Основные термины:

Ведущий примирительных встреч - нейтральное лицо, посредник между участниками конфликтных ситуаций, который, ведет предварительную работу с каждой конфликтующей стороной отдельно, а затем организовывает и проводит примирительную встречу участников конфликта. Зарубежный и отечественный опыт работы показал, что ведущим удобнее работать по двое.

Программа примирения это организация встреч участников конфликта «лицом к лицу» для обсуждения сторонами последствий конфликта и принятия ими решения о том, что следует предпринять для их нейтрализации или устранения. Такая программа проводится при добровольном согласии сторон, при условии, что стороны признают свою ответственность за случившееся и хотят (что устанавливается ведущим в ходе предварительных бесед), насколько это возможно, исправить ситуацию. В ходе таких встреч каждая сторона имеет возможность высказаться, а ведущий помогает им: достичь взаимопонимания по поводу произошедшего, причин, его вызвавших, и последствий для участников; обсудить и сформулировать порядок возмещения ущерба; сформулировать планы по изменению конфликтной ситуации. Примирительная встреча организуется и проводится ведущим, который создает условия для конструктивного диалога и достижения взаимоприемлемого соглашения. Соглашение о возмещении ущерба и планы изменения образа жизни и поведения участников, способствовавшего возникновению конфликтной ситуации, фиксируются в примирительном договоре.

Подобные программы необходимы для:

- разрешения конфликтной ситуации путем привлечения к активному участию в этом процессе самих конфликтующих, а также их родственников;
- обеспечения сравнительно быстрого возмещения вреда потерпевшей стороне;
- выражения чувств участников, снятия отрицательно окрашенных психологических состоянии и освобождения от ролей «жертвы» и «законченного отморозка»;
- превращения столкновения между людьми в конструктивный процесс решения их проблем;
- вразумления конфликтующих, осознания ими своей ответственности за нанесенный вред.

Документальное обеспечение примирительной процедуры – комплект документов, который может помочь организовать программу примирения, сохранить необходимую информацию о случае, отразить дальнейшие изменения в поведении участников конфликта (следует отметить, что в бланках регистрируется только та информация, которую клиент предоставляет добровольно). В состав данного комплекта входят письмо к участникам конфликтной ситуации, регистрационная карточка, договор примирения, отчет о проведенной программе, бланк сопровождения после проведения программы примирения. Примирительный договор содержит информацию об участниках конфликта; информацию о признании несправедливости по отношению к потерпевшему; моральные результаты примирительной встречи (действия подтверждающие раскаяние со стороны обидчика: понимание последствий своего поступка и извинение); информацию о прощении обидчика; действия обидчика по заглаживанию вреда; подписи всех участников конфликта, ведущих.